МАКА́РОВА Там. Фед. (1907-97) - киноактриса. В 1930 окончила Ленингр. ин-т сценич. иск-ва. Сниматься в кино начала еще в студенч. годы (фильм "Чужой пиджак", 1927). Лучшие роли М. сыграла в ф. реж. С. Герасимова, с к-рым в 1934 связала свой жизн. и творч. путь. В его ф. 1930-х гг. актриса создала немало образов современниц, женщин решительных, энергичных, соц. активных и одноврем. отличающихся внешним очарованием и женственностью: Женя Охрименко ("Семеро смелых", 1936), Наташа ("Комсомольск", 1938), Аграфена Шумилина ("Учитель", 1939). Во время войны М. воплотила на экране натуры жертвенные, страдающие и сильные духом (Настя Ковалева в "Непобедимых", 1943; Анна Свиридова в "Большой земле", 1944). В 1940-х гг. М. играет не только совр., но и классич. роли: Нина в ф. Герасимова "Маскарад" (1941, по пьесе М. Лермонтова), хозяйка Медной горы в ф.-сказке реж. А. Птушко "Каменный цветок" (1946, по уральским сказам П. Бажова). М. на экране всегда была "положит. героиней", несущей начала добра и нравственности. Но в нек-рых совр. ролях, созд. М. в послевоен. годы, появились нотки фальши. Так, насквозь надуманным, ложно величавым, был образ Ксении в ф. М. Чиаурели "Клятва" (1946). Излишней патетичностью отличалось и ее исполнение роли Елены Кошевой в ф. Герасимова "Молодая гвардия" (1948). Однако созд. в том же году образ учительницы в ф. И. Фрэза "Первоклассница" был психол. тонким и достоверным. В 1960-80-х гг. М. снималась почти во всех ф. Герасимова. Одна из ее несомненных удач - роль Васильевой в ф. "Дочки-матери". Весьма значительным был и образ С. А. Толстой в последнем ф. Герасимова "Лев Толстой" (1984). В течение мн. лет М. вместе с Герасимовым руководила актерской мастерской во ВГИКе. После смерти Герасимова (1985) продолжала заниматься пед. деят-стью. Среди др. фильмов: "Сельский врач" (1941), "Дорога правды" (1956), "Люди и звери" (1962), "Журналист" (1967), "Любить человека" (1973).
Лит.: Ягункова Л. Тамара Макарова. М., 1978; Туманова Н. Т. Макарова. М., 1982.